воскресенье, 16 июня 2013 г.

Путевые заметки в паломничестве в Индию в марте- апреле 2013

День первый.
Прилетели в Дели ночью. Отельный тревел- менеджер встретил нас с табличкой, довез на такси до гостиницы. Номер очень приличный, правда дороговат по индийским меркам, но есть горячая вода, Wi-Fi бесплатный, стоит питьевая вода, чайник, телевизор, две кровати и третью нам поставили еще (поскольку нас трое). Короче, вполне такой нормальный номер. Единственное но.... Есть окно, но оно выходит не на улицу, а в какой- то коридор с трубами- индийский прикол. Одна тётя рассказывала, что как- то жила в Индии в номере, где окно выходило в соседнюю душевую:)



Гостиничный номер
Вид из окна
День второй.
Кажется, что пятница и суббота слились в один длинный- длинный день.
Позавтракали в гостинице: шведский стол с разными европейскими и индийскими блюдами. Понравился масала- чай, который они заваривают на молоке. Этакая смесь густого черного чая, молока  и специй. Пыталась сделать такой же дома- не получилось.
Тут же в гостинице у тревел- менеджера заказали такси и поехали в Чаттерпур темпл и Куттаб минар. Описывать что там конкретно и что означают эти сооружения не буду, поскольку это означало бы переписку статей из инета. Очень понравился Куттаб Минар - впечатляющее сооружение. Жара не испортила впечатления, мы даже почти не устали. 
Чаттерпур темпл
Статуя Ханумана на территории Чаттерпур темпл
Куттаб Минар
По улицам много попрошаек, но их не такое уж и большое количество, как я себе представляла. Начитавшись статей про Индию думала, что выходишь с самолета и тебя окружает плотная толпа попрошаек, через которую невозможно пробраться, не раздав им последние сбережения. Нет. Такого нет. Но и ощущения бывают совсем уж противоречивые. Например припаркованы около гостиниц машины и внизу на полу под ними сидит человек, у которого рядом же прямо на земле спит малюсенький ребенок с перевязанной головой.
Девочка-попрошайка
Сказать чтобы они попрошайничали нельзя, но и пройти мимо тоже нельзя. Ощущение от этих людей (взрослого и совсем еще малюсенького) такое, что они знают свою кару и молчаливо ее несут. И что вот они именно так должны прожить свою жизнь и никак иначе.
Много людей живут прямо на улице и хорошо, если есть хотя бы навесик, у некоторых и навесика нет и они прямо так на голой земле спят. Грязища везде, пылища.

24 марта
Начало паломничества
Собираемся в холле гостиницы решаем оргвопросы, выезжаем. 
Дорога. Как много в этом звуке:) Дорога в Индии- это ооочень много звуков. Ну просто очень много. Кто первый бикнул, тот и прав. Мало того, что движение левостороннее, так они на узенькой дороге умудряются фигачить по встречке друг другу в лобешник. Едут, друг другу сигналят и в последний момент, ни тот ни другой не снижая скорости, разъезжаются.
Где-то между Дели и Ришикешем
Такси на Дубровку :)

Быть водителем в Индии должно быть особое призвание, а быть пассажиром - другое:). Вдоль дороги бесконечная череда каких- то строений, мазанок, рынков, лавчонок, сушилок навоза, варочных сахарного тростника, людей, коров, собак. Собак много, коров много, но нет ни одной кошки. Где закончился Дели неизвестно. У меня ощущение, что на протяжении всего пути не было ни одного свободного пространства.
Индия. Обычная жизнь обычных людей.
 Заезжаем в ресторан пообедать. Территория ресторана красиво оформлена цветами. Вкусно пообедали, отдохнули от дорожной суеты.
Приезжаем в Ришикеш только в семь часов, устраиваемся в гостинице - все хорошо. Есть вода, тепло, ну  и вообще хорошо.
Территория ресторанчика, в котором останавливались пообедать
25 марта
Выдается пара свободных часов и можно погулять по Ришикешу. Все очень забавно. Опять череда лавчонок, медитирующих саду, коров, собак. Прямо по тротуарам ездят мопеды. Как они никого не сбивают?! Я поражаюсь! Пешеходная зона забита людьми и среди них громко бибикая, шныряют мопеды. Причем скорость у них далеко не пять километров в час.
Наверное, если бы я не была до этого в Тайланде и Китае, то для меня это было бы обстоятельством, срывающим крышу.
Поскольку нам сделали замечание, что мы одеты слишком вольно для паломников (штаны до колена и футболки закрывающие только плечи), то идем покупать длинные штаны и какие- нибудь туники с длинным рукавом. За 450 рупий покупаю трое (!!!) штанов. Наглею и прошу еще и скидку. Но в Ришикеше, несмотря на интернет статейки о любви индусов торговаться, не торгуется практически никто. Все говорят, мол итак низкая цена. 
После обеда идем на экскурсию на Ганг, в место, где Свами Шивананда провел десять лет аскезы - ел только чапати и пил воду, медитировал, лечил людей, на собственные сбережения покупал им лекарства. Потом посещаем Шивананда кутир (этакая небольшая квартира).

26 марта
В половине одиннадцатого едем в Харидвар. Штат Уттаркаши считается блаженным божественным местом и Харидвар- это ворота в этот божественный мир. Останавливаемся около отеля паломников, идем вдоль улицы к Ганге. Индусы называют реку в женском роде, считая ее матерью-Гангой.  Путь обратно через местный рынок. Все кишом кишит. Бесконечные лавчонки с браслетами, какими- то ритуальными штуковинами, одеждой, едой. Много всего, а чтобы купить ни на чем глаз не останавливается. На рынке встречается куча мальчишек и в предвещании завтрашнего праздника Холи, обливают нас разноцветной водой с ног до головы. Я едва успеваю спрятать фотик в сумку.
Возвращаемся к автобусу и едем в храм Шивы. Интересно. Много людей, священников, совершающих маленькие пуджи за небольшую плату ок. 100 рупий.
Посещаем храм махасамадхи Ананды Маю Ма, подходим к Ганге, немного медитируем, идем обратно.
Едем на церемонию Арати (зажигания огня) на Ганге в Харидваре. Впечатляет огромное количество людей, поющих мантры, совершающих один и тот же ритуал. Очень красивая церемония. Повсюду продаются скрученные в чашечку листы какого- то растения типа пальмы и в них цветы (розы, шафраны, бархатцы), ароматические палочки и свечечка. После церемонии зажигаешь свечку, палочки и эту чашечку отправляешь по Ганге. Когда темнеет, сотни чашечек с цветами и огоньками очень красиво плывут по Ганге.
Церемония Арати в Харидваре

Возвращаемся в автобус, едем домой. По Горным серпантинам горячие индийские парни гоняют не хуже иркутян на Байкале. Только тут серпантины отличаются бОльшей крутизной и высотой. У них как бы окружность меньше, но их больше - огромная карусель :)

27 марта
Еще во время завтрака слышим вокруг гостиницы веселые крики - народ пачкает друг друга разноцветной краской- праздник Холи. Праздник связан с богом Кришной, который разрешил индусам в этот день делать все что они хотят, законы в этот день не действуют. Могут напиться и делать всякие совершенно сумасшедшие вещи- в этот день можно все. Это продолжается с раннего утра и часов до двух- трех, потом они все отмываются в Ганге, одеваются в чистое и идут на вечернюю молитву.
Вообще, Индия очень верующая страна. Вся жизнь их пропитана верой в Бога, идеей радости и блаженства на земле.
После завтрака взбираемся на гору, на многоэтажный храм Шивы- красиво очень. Вид на весь Ришикеш. Красота необыкновенная.
Ришикеш
Ришикеш с храма Шивы

Спускаемся с горы и решаем пойти в город, посмотреть воочию праздник. Пока идем, везде встречаются разноцветные люди, кричат друг другу:"Heppy Holly", кидаются разноцветным порошком или обливают водой. Веселуха!!!! Жаль, что в Росии этого нет:) Встречаем по дороге холи-собак и холи- коров. Обезьянам не нравится Холи и они реагируют агрессивно.
Пытаемся отмыться и отстираться- получается не с первого раза. Часть одежды отстиралась только уже по приезду домой за несколько стирок, часть пришлось выкинуть.
После обеда посещаем госпиталь Шивананды, в котором он лечил людей, на свои деньги покупая лекарства. Общаемся с одним из индийских Свами. Интересная беседа о жизни, Пути и преданности. Дядечка такой продвинутый- знает Библию, интернет, что там можно платно и бесплатно что- то скачивать и вместе с тем, очень такой просветленный- светлое впечатление от него.

28 марта
Просыпаемся в 3-30 утра чтобы пойти на сатсанг в место махасамадхи (захоронения) Свами Шивананды. Нам надо быть там в пять утра, поэтому выдвигаемся из гостиницы в 4-30.
Место махасамадхи находится на горе над его "квартирой" и госпиталем -очень интересное место с приятной мягкой энергетикой. В храме Шивы участвуем в пудже (индийский ритуал богослужения), потом переходим в строение, в котором в течение 60 лет постоянно непрерывно 24 часа в сутки 7 дней в неделю поют мантру
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе.
Место махасамадхи Свами Шивананды
Храм Шивы
Шива на Ганге в Ришикеше
 Поем около получаса.
Заметила, что если какая- нибудь песня попадает на язык, то от нее хочется избавиться, а если мантра вдруг попадает, то ее можно петь хоть весь день и она не надоедает.
Вечером идем на церемонию Арати к статуе Шивы в Ришикеше. Церемония отличается от Арати в Харидваре. Здесь меньше народу, не так напыщенно, но мне показалось как- то душевнее.

29 марта
Просыпаемся в 6-00, собираем вещи, несем чемоданы в автобус. Сегодня предстаоит дорога в Гималаи в селение Уттаркаши. Начинается настоящее паломничество.
Практически весь маршрут среди гор и по горам. Не то что дорога внизу, а гора сбоку, едем прямо по горе. Визу под нами обрыв в тысячу метров, над нами еще пара тысяч и так весь путь. Дорога довольно узкая, только на две машины и все.... Но эти индусы..... Эти индусы умудряются на ней гонять и обгонять друг друга. Те, кто ехал в автобусе со стороны обрыва, боялись всю дорогу. Им действительно было страшно. Смотришь из автобуса и под тобой пропасть. В некоторых местах встречались обвалы.
Серпантины среди гор
Удивляет в этой стране то, что в горах полно жизни. Это не те горы, где нет ни души- это горы лишь на первый взгляд пустые, а когда подъезжаешь ближе, когда они перестают быть синими горами, то ты видишь чуть ли не целые города, гирляндами развешанные вдоль склонов. Все склоны гор, даже самых высоких, возделаны и на них обустроены поля и гряды для риса, капусты, лука, злаков, еще каких- то растений. Это удивительно! Дома построены тут же на горах, на крутых склонах.
Селение в Гималаях
Ящерка
Останавливаемся на перекус в местной кафешке. Местное население очень любит фотографироваться с большими белыми бесхвостыми обезьянками. Кто- то сказал, что у них есть поверье, что если дотронуться до белого человека, то будет тИбе щастье:).
Едем дальше. Нет ни одного местечка, где бы не было какой- нибудь людской жизни. Конечно, в горах это гораздо реже чем на равнине, но тоже люди, бесконечно люди...
Приезжаем в Уттаркаши, расселяемся в ашраме. Комната на 8 человек с двухярусными кроватями, двумя сортирами, индийским душем (ведерко с ковшичком). Радует наличие горячей воды, хоть и тоненькой струйкой, но горячей. Подогрев воды от электрического водонагревателя.
Идем на ужин. Большой зал, на полу постелены циновочки, кушаем из тарелок, сделанных из пальмовых листьев.
Экотарелка из пальмовых листьев
Принято есть руками, но я кушаю ложкой. После ужина выбрасываем тарелку, сами моем ложку и кружку. Сатсанг, спать.

30 марта
Сегодня обычный день жизни ашрама, в течение которого выдалась прогулка вдоль реки, по каменистой тропе. Очень красивые места, воздух в которых напоен влагой, солнцем, соснами и иногда гарью. Да, индусы постоянно что- нибудь жгут. Подмели тропинку, листики в кучку и подожгли. Спалили и дальше мести.
Во время прогулки встречаем ребятишек, у которых по всей видимости был последний учебный день и они с табелями радостные бежали со школы. Они с удовольствием позируют для фоток, радуются и корчат рожицы.
Встречаем мужчин, перевозящих мешки с цементом на муллах. Женщин, перевозящих грузы на себе:) Одна женщина нагребла в мешок небольших камней, водрузила на голову и вперед. Вторая волокла на себе бревно, еще парочка волокли буквально стога сена. Нелегко быть женщиной в Индии. Особенно эти картины взволновали немцев, у них же там феминизм повсюду:).
Мулл -грузовоз
Женщины-сеновозы
К вечеру собрались тучи в довольно сильную грозу с молниями, громом и градом. Будем надеяться, что дорогу обратно не завалит камнями. Если что, то по фотографиям можно посмотреть наши координаты, а денег в размере 100 долларов должно хватить здесь на пару месяцев:)
Вечером отключили свет. Уж и не знаю надолго ли. Связь пока есть, даже с интернетом. Насчет связи я сейчас понимаю, что российские операторы тупо жлобствуют, не развивая  связь в удаленных регионах и по трассам, уповая на сложность рельефа. Тут, несмотря на то, что дорога была между гор- везде была связь, даже в большинстве случаев с интернетом. Везде. Вообще везде. Я поражаюсь!

31 марта
Особо ничего интересного. Сатсанг, класс асан, завтрак, прогулка вдоль реки, чай, лекция по философии веданты, класс асан, ужин, сатсанг, спать. Свет так и не дали. Живем в темноте, как подземные жители:). Моемся холодной водой. Напоминает спортивный лагерь, в котором отдыхала все детство. Аскетичный образ жизни близок нам россиянам, мы в любую минуту готовы к трудностям, что отключат свет, газ, воду и настанут трудные времена. Это у нас в характере и в крови. Мы умеем приспосабливаться к суровым погодным условиям, к отсутствию чего-либо в своей жизни и не ропщем перед трудностями, чего не скажешь о жителях Европы.

01 апреля
Едем на автобусе в храм Шивы в Уттаркаши.
Пока не знаю почему, но Шива здесь почитается везде. Вообще у индусов интересное и более созвучное со мной, мнение, что у бога есть два начала, два проявления - Шива и Шакти- мужское и женское. Напротив храма Шивы стоит храм Шакти. Энергии двух начал перетекают одна в другую, соединяются и получается единое целое.

02 апреля
Сегодня какой- то там день, я забыла как называется, и в ашрам пригласили 60 садху. Садху- это духовно ищущие, страстно желающие освобождения от бесконечного числа перерождений и смертей, желающие воссоединиться с Богом. Они должны  быть определенным образом зарегистрированы как садху в Индии, живут в малюсеньких конурках в 10 минутах ходьбы от ашрама, ведут крайне аскетичный образ жизни.
Все садху собрались в медитационном зале, мы сели позади них. Саду поют мантры, получается очень душевно и как- то светло. В одиннадцать их приглашают на завтрак. Мы вместе с ними. На этот раз ложек не дали. Едим руками. Сидящая рядом немка все сокрушается, что это сумашествие вот так сидеть на полу да еще и есть руками. Среди саду есть женщины, но их очень мало.
Такие вот праздники проводят в разных местах примерно раз в месяц, наш ашрам проводит такое 8 раз в год. После того, как саду ушли, заходят разные жители поселка и их тоже кормят. Прибегают дети, некоторые наглеют и прибегают два раза и их всех кормят пока есть еда.
После праздника все как обычно- лекция, асаны, ужин, сатсанг и спать. Света до сих пор нет.

03 апреля
Встали пораньше, потому что в 6-30 Хома. Это такой ритуал, который проводит индийский священник. Фактически это пуджа с огнем. Из кирпичей сделан небольшой очаг, рядом различные подношения в виде фруктов, цветов, еще каких- то ритуальных штуковин. Священник поет мантры, определенным образом бросает в огонь рис, масло гхи, цветы и еще что- то, потом проходит и всем присутствующим ставит бинду (точка на лбу), завязывает красные ниточки на руку, не переставая, поет мантры. Далее мы все должны в огонь бросить по горстке каких- то специй. В ходе этой церемонии сжигается все плохое и ненужное.

04 апреля
В  7-40 выезжаем в Харидвар. Погода хорошая, ехать приятно. Опять горы, горы, горы.... Жители, грядки, растительность на склонах, обвалы, россыпи камней на дорогах, обгоны сумасшедших индусов, лавчонки, люди, люди, люди. Останавливаемся на обед в совершенно обалденном месте на самой горе, с которой видно вершины Гималаев, гряды гор, уходящих в синеву пространства. Кто говорит, что нет рая на земле? Есть!:) После всеобщей и вездесущей бедноты и нищеты попадаем в оазис с почти европейским обслуживанием, ухоженным садом и очень приятным теплым и свежим горным воздухом. Обедаем что называется от пуза, валяемся немного на травке, отдыхаем и дальше в путь.
Гималаи, вершины восьмитысячников
 В Харидвар приезжаем около семи часов, размещаемся в гостинице.

05 апреля
Дорога до Дели.
Интересно, что провинции Уттаранчал и та, в которой Дели считаются вегетарианскими. Здесь народ действительно есть только вегетарианскую еду, я бы даже сказала веганскую.  В горах просто нет возможности выращивать что- то для себя и еще для животных. Всего два или три раза видела, чтобы продавали кур, мяса крупных животных не продают и не едят вообще. Их нет даже в меню ресторанчиков и кафешек. И надо сказать, что ожирением тут не страдает никто- наоборот все очень такие активные и стройные люди. Это касается и равнинной местности тоже.

Паломничество закончилось. Наверное описывать его получается так же плоско как и фотографировать мыльницей панорамы и например водопады. Слова не передают той глубины впечатлений, пережитых эмоций, восприятий и сделанных для себя каких-то очень важных открытий и выводов. Тем более, что я ощущала и до сих пор ощущаю очень приятное послевкусие от совершенного паломничества.
Этот пост долго был у меня в черновиках и я все думала- публиковать его или нет, но все же решение принято:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий