День первый.
Прилетели в Дели ночью. Отельный тревел- менеджер встретил нас с табличкой, довез на такси до гостиницы. Номер очень приличный, правда дороговат по индийским меркам, но есть горячая вода, Wi-Fi бесплатный, стоит питьевая вода, чайник, телевизор, две кровати и третью нам поставили еще (поскольку нас трое). Короче, вполне такой нормальный номер. Единственное но.... Есть окно, но оно выходит не на улицу, а в какой- то коридор с трубами- индийский прикол. Одна тётя рассказывала, что как- то жила в Индии в номере, где окно выходило в соседнюю душевую:)
День второй.
Кажется, что пятница и суббота слились в один длинный- длинный день.
Позавтракали в гостинице: шведский стол с разными европейскими и индийскими блюдами. Понравился масала- чай, который они заваривают на молоке. Этакая смесь густого черного чая, молока и специй. Пыталась сделать такой же дома- не получилось.
Тут же в гостинице у тревел- менеджера заказали такси и поехали в Чаттерпур темпл и Куттаб минар. Описывать что там конкретно и что означают эти сооружения не буду, поскольку это означало бы переписку статей из инета. Очень понравился Куттаб Минар - впечатляющее сооружение. Жара не испортила впечатления, мы даже почти не устали.
По улицам много попрошаек, но их не такое уж и большое количество, как я себе представляла. Начитавшись статей про Индию думала, что выходишь с самолета и тебя окружает плотная толпа попрошаек, через которую невозможно пробраться, не раздав им последние сбережения. Нет. Такого нет. Но и ощущения бывают совсем уж противоречивые. Например припаркованы около гостиниц машины и внизу на полу под ними сидит человек, у которого рядом же прямо на земле спит малюсенький ребенок с перевязанной головой.
Сказать чтобы они попрошайничали нельзя, но и пройти мимо тоже нельзя. Ощущение от этих людей (взрослого и совсем еще малюсенького) такое, что они знают свою кару и молчаливо ее несут. И что вот они именно так должны прожить свою жизнь и никак иначе.
Много людей живут прямо на улице и хорошо, если есть хотя бы навесик, у некоторых и навесика нет и они прямо так на голой земле спят. Грязища везде, пылища.
24 марта
Начало паломничества
Собираемся в холле гостиницы решаем оргвопросы, выезжаем.
Дорога. Как много в этом звуке:) Дорога в Индии- это ооочень много звуков. Ну просто очень много. Кто первый бикнул, тот и прав. Мало того, что движение левостороннее, так они на узенькой дороге умудряются фигачить по встречке друг другу в лобешник. Едут, друг другу сигналят и в последний момент, ни тот ни другой не снижая скорости, разъезжаются.
Быть водителем в Индии должно быть особое призвание, а быть пассажиром - другое:). Вдоль дороги бесконечная череда каких- то строений, мазанок, рынков, лавчонок, сушилок навоза, варочных сахарного тростника, людей, коров, собак. Собак много, коров много, но нет ни одной кошки. Где закончился Дели неизвестно. У меня ощущение, что на протяжении всего пути не было ни одного свободного пространства.
Заезжаем в ресторан пообедать. Территория ресторана красиво оформлена цветами. Вкусно пообедали, отдохнули от дорожной суеты.
Приезжаем в Ришикеш только в семь часов, устраиваемся в гостинице - все хорошо. Есть вода, тепло, ну и вообще хорошо.
25 марта
Выдается пара свободных часов и можно погулять по Ришикешу. Все очень забавно. Опять череда лавчонок, медитирующих саду, коров, собак. Прямо по тротуарам ездят мопеды. Как они никого не сбивают?! Я поражаюсь! Пешеходная зона забита людьми и среди них громко бибикая, шныряют мопеды. Причем скорость у них далеко не пять километров в час.
Наверное, если бы я не была до этого в Тайланде и Китае, то для меня это было бы обстоятельством, срывающим крышу.
Поскольку нам сделали замечание, что мы одеты слишком вольно для паломников (штаны до колена и футболки закрывающие только плечи), то идем покупать длинные штаны и какие- нибудь туники с длинным рукавом. За 450 рупий покупаю трое (!!!) штанов. Наглею и прошу еще и скидку. Но в Ришикеше, несмотря на интернет статейки о любви индусов торговаться, не торгуется практически никто. Все говорят, мол итак низкая цена.
После обеда идем на экскурсию на Ганг, в место, где Свами Шивананда провел десять лет аскезы - ел только чапати и пил воду, медитировал, лечил людей, на собственные сбережения покупал им лекарства. Потом посещаем Шивананда кутир (этакая небольшая квартира).
26 марта
В половине одиннадцатого едем в Харидвар. Штат Уттаркаши считается блаженным божественным местом и Харидвар- это ворота в этот божественный мир. Останавливаемся около отеля паломников, идем вдоль улицы к Ганге. Индусы называют реку в женском роде, считая ее матерью-Гангой. Путь обратно через местный рынок. Все кишом кишит. Бесконечные лавчонки с браслетами, какими- то ритуальными штуковинами, одеждой, едой. Много всего, а чтобы купить ни на чем глаз не останавливается. На рынке встречается куча мальчишек и в предвещании завтрашнего праздника Холи, обливают нас разноцветной водой с ног до головы. Я едва успеваю спрятать фотик в сумку.
Возвращаемся к автобусу и едем в храм Шивы. Интересно. Много людей, священников, совершающих маленькие пуджи за небольшую плату ок. 100 рупий.
Посещаем храм махасамадхи Ананды Маю Ма, подходим к Ганге, немного медитируем, идем обратно.
Едем на церемонию Арати (зажигания огня) на Ганге в Харидваре. Впечатляет огромное количество людей, поющих мантры, совершающих один и тот же ритуал. Очень красивая церемония. Повсюду продаются скрученные в чашечку листы какого- то растения типа пальмы и в них цветы (розы, шафраны, бархатцы), ароматические палочки и свечечка. После церемонии зажигаешь свечку, палочки и эту чашечку отправляешь по Ганге. Когда темнеет, сотни чашечек с цветами и огоньками очень красиво плывут по Ганге.
Возвращаемся в автобус, едем домой. По Горным серпантинам горячие индийские парни гоняют не хуже иркутян на Байкале. Только тут серпантины отличаются бОльшей крутизной и высотой. У них как бы окружность меньше, но их больше - огромная карусель :)
27 марта
Еще во время завтрака слышим вокруг гостиницы веселые крики - народ пачкает друг друга разноцветной краской- праздник Холи. Праздник связан с богом Кришной, который разрешил индусам в этот день делать все что они хотят, законы в этот день не действуют. Могут напиться и делать всякие совершенно сумасшедшие вещи- в этот день можно все. Это продолжается с раннего утра и часов до двух- трех, потом они все отмываются в Ганге, одеваются в чистое и идут на вечернюю молитву.
Вообще, Индия очень верующая страна. Вся жизнь их пропитана верой в Бога, идеей радости и блаженства на земле.
После завтрака взбираемся на гору, на многоэтажный храм Шивы- красиво очень. Вид на весь Ришикеш. Красота необыкновенная.
Спускаемся с горы и решаем пойти в город, посмотреть воочию праздник. Пока идем, везде встречаются разноцветные люди, кричат друг другу:"Heppy Holly", кидаются разноцветным порошком или обливают водой. Веселуха!!!! Жаль, что в Росии этого нет:) Встречаем по дороге холи-собак и холи- коров. Обезьянам не нравится Холи и они реагируют агрессивно.
Пытаемся отмыться и отстираться- получается не с первого раза. Часть одежды отстиралась только уже по приезду домой за несколько стирок, часть пришлось выкинуть.
После обеда посещаем госпиталь Шивананды, в котором он лечил людей, на свои деньги покупая лекарства. Общаемся с одним из индийских Свами. Интересная беседа о жизни, Пути и преданности. Дядечка такой продвинутый- знает Библию, интернет, что там можно платно и бесплатно что- то скачивать и вместе с тем, очень такой просветленный- светлое впечатление от него.
28 марта
Просыпаемся в 3-30 утра чтобы пойти на сатсанг в место махасамадхи (захоронения) Свами Шивананды. Нам надо быть там в пять утра, поэтому выдвигаемся из гостиницы в 4-30.
Место махасамадхи находится на горе над его "квартирой" и госпиталем -очень интересное место с приятной мягкой энергетикой. В храме Шивы участвуем в пудже (индийский ритуал богослужения), потом переходим в строение, в котором в течение 60 лет постоянно непрерывно 24 часа в сутки 7 дней в неделю поют мантру
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе.
Поем около получаса.
Заметила, что если какая- нибудь песня попадает на язык, то от нее хочется избавиться, а если мантра вдруг попадает, то ее можно петь хоть весь день и она не надоедает.
Вечером идем на церемонию Арати к статуе Шивы в Ришикеше. Церемония отличается от Арати в Харидваре. Здесь меньше народу, не так напыщенно, но мне показалось как- то душевнее.
29 марта
Просыпаемся в 6-00, собираем вещи, несем чемоданы в автобус. Сегодня предстаоит дорога в Гималаи в селение Уттаркаши. Начинается настоящее паломничество.
Практически весь маршрут среди гор и по горам. Не то что дорога внизу, а гора сбоку, едем прямо по горе. Визу под нами обрыв в тысячу метров, над нами еще пара тысяч и так весь путь. Дорога довольно узкая, только на две машины и все.... Но эти индусы..... Эти индусы умудряются на ней гонять и обгонять друг друга. Те, кто ехал в автобусе со стороны обрыва, боялись всю дорогу. Им действительно было страшно. Смотришь из автобуса и под тобой пропасть. В некоторых местах встречались обвалы.
Удивляет в этой стране то, что в горах полно жизни. Это не те горы, где нет ни души- это горы лишь на первый взгляд пустые, а когда подъезжаешь ближе, когда они перестают быть синими горами, то ты видишь чуть ли не целые города, гирляндами развешанные вдоль склонов. Все склоны гор, даже самых высоких, возделаны и на них обустроены поля и гряды для риса, капусты, лука, злаков, еще каких- то растений. Это удивительно! Дома построены тут же на горах, на крутых склонах.
Останавливаемся на перекус в местной кафешке. Местное население очень любит фотографироваться с большими белыми бесхвостыми обезьянками. Кто- то сказал, что у них есть поверье, что если дотронуться до белого человека, то будет тИбе щастье:).
Едем дальше. Нет ни одного местечка, где бы не было какой- нибудь людской жизни. Конечно, в горах это гораздо реже чем на равнине, но тоже люди, бесконечно люди...
Приезжаем в Уттаркаши, расселяемся в ашраме. Комната на 8 человек с двухярусными кроватями, двумя сортирами, индийским душем (ведерко с ковшичком). Радует наличие горячей воды, хоть и тоненькой струйкой, но горячей. Подогрев воды от электрического водонагревателя.
Идем на ужин. Большой зал, на полу постелены циновочки, кушаем из тарелок, сделанных из пальмовых листьев.
Принято есть руками, но я кушаю ложкой. После ужина выбрасываем тарелку, сами моем ложку и кружку. Сатсанг, спать.
30 марта
Сегодня обычный день жизни ашрама, в течение которого выдалась прогулка вдоль реки, по каменистой тропе. Очень красивые места, воздух в которых напоен влагой, солнцем, соснами и иногда гарью. Да, индусы постоянно что- нибудь жгут. Подмели тропинку, листики в кучку и подожгли. Спалили и дальше мести.
Во время прогулки встречаем ребятишек, у которых по всей видимости был последний учебный день и они с табелями радостные бежали со школы. Они с удовольствием позируют для фоток, радуются и корчат рожицы.
Встречаем мужчин, перевозящих мешки с цементом на муллах. Женщин, перевозящих грузы на себе:) Одна женщина нагребла в мешок небольших камней, водрузила на голову и вперед. Вторая волокла на себе бревно, еще парочка волокли буквально стога сена. Нелегко быть женщиной в Индии. Особенно эти картины взволновали немцев, у них же там феминизм повсюду:).
К вечеру собрались тучи в довольно сильную грозу с молниями, громом и градом. Будем надеяться, что дорогу обратно не завалит камнями. Если что, то по фотографиям можно посмотреть наши координаты, а денег в размере 100 долларов должно хватить здесь на пару месяцев:)
Вечером отключили свет. Уж и не знаю надолго ли. Связь пока есть, даже с интернетом. Насчет связи я сейчас понимаю, что российские операторы тупо жлобствуют, не развивая связь в удаленных регионах и по трассам, уповая на сложность рельефа. Тут, несмотря на то, что дорога была между гор- везде была связь, даже в большинстве случаев с интернетом. Везде. Вообще везде. Я поражаюсь!
31 марта
Особо ничего интересного. Сатсанг, класс асан, завтрак, прогулка вдоль реки, чай, лекция по философии веданты, класс асан, ужин, сатсанг, спать. Свет так и не дали. Живем в темноте, как подземные жители:). Моемся холодной водой. Напоминает спортивный лагерь, в котором отдыхала все детство. Аскетичный образ жизни близок нам россиянам, мы в любую минуту готовы к трудностям, что отключат свет, газ, воду и настанут трудные времена. Это у нас в характере и в крови. Мы умеем приспосабливаться к суровым погодным условиям, к отсутствию чего-либо в своей жизни и не ропщем перед трудностями, чего не скажешь о жителях Европы.
01 апреля
Едем на автобусе в храм Шивы в Уттаркаши.
Пока не знаю почему, но Шива здесь почитается везде. Вообще у индусов интересное и более созвучное со мной, мнение, что у бога есть два начала, два проявления - Шива и Шакти- мужское и женское. Напротив храма Шивы стоит храм Шакти. Энергии двух начал перетекают одна в другую, соединяются и получается единое целое.
02 апреля
Сегодня какой- то там день, я забыла как называется, и в ашрам пригласили 60 садху. Садху- это духовно ищущие, страстно желающие освобождения от бесконечного числа перерождений и смертей, желающие воссоединиться с Богом. Они должны быть определенным образом зарегистрированы как садху в Индии, живут в малюсеньких конурках в 10 минутах ходьбы от ашрама, ведут крайне аскетичный образ жизни.
Все садху собрались в медитационном зале, мы сели позади них. Саду поют мантры, получается очень душевно и как- то светло. В одиннадцать их приглашают на завтрак. Мы вместе с ними. На этот раз ложек не дали. Едим руками. Сидящая рядом немка все сокрушается, что это сумашествие вот так сидеть на полу да еще и есть руками. Среди саду есть женщины, но их очень мало.
Такие вот праздники проводят в разных местах примерно раз в месяц, наш ашрам проводит такое 8 раз в год. После того, как саду ушли, заходят разные жители поселка и их тоже кормят. Прибегают дети, некоторые наглеют и прибегают два раза и их всех кормят пока есть еда.
После праздника все как обычно- лекция, асаны, ужин, сатсанг и спать. Света до сих пор нет.
03 апреля
Встали пораньше, потому что в 6-30 Хома. Это такой ритуал, который проводит индийский священник. Фактически это пуджа с огнем. Из кирпичей сделан небольшой очаг, рядом различные подношения в виде фруктов, цветов, еще каких- то ритуальных штуковин. Священник поет мантры, определенным образом бросает в огонь рис, масло гхи, цветы и еще что- то, потом проходит и всем присутствующим ставит бинду (точка на лбу), завязывает красные ниточки на руку, не переставая, поет мантры. Далее мы все должны в огонь бросить по горстке каких- то специй. В ходе этой церемонии сжигается все плохое и ненужное.
04 апреля
В 7-40 выезжаем в Харидвар. Погода хорошая, ехать приятно. Опять горы, горы, горы.... Жители, грядки, растительность на склонах, обвалы, россыпи камней на дорогах, обгоны сумасшедших индусов, лавчонки, люди, люди, люди. Останавливаемся на обед в совершенно обалденном месте на самой горе, с которой видно вершины Гималаев, гряды гор, уходящих в синеву пространства. Кто говорит, что нет рая на земле? Есть!:) После всеобщей и вездесущей бедноты и нищеты попадаем в оазис с почти европейским обслуживанием, ухоженным садом и очень приятным теплым и свежим горным воздухом. Обедаем что называется от пуза, валяемся немного на травке, отдыхаем и дальше в путь.
В Харидвар приезжаем около семи часов, размещаемся в гостинице.
05 апреля
Дорога до Дели.
Интересно, что провинции Уттаранчал и та, в которой Дели считаются вегетарианскими. Здесь народ действительно есть только вегетарианскую еду, я бы даже сказала веганскую. В горах просто нет возможности выращивать что- то для себя и еще для животных. Всего два или три раза видела, чтобы продавали кур, мяса крупных животных не продают и не едят вообще. Их нет даже в меню ресторанчиков и кафешек. И надо сказать, что ожирением тут не страдает никто- наоборот все очень такие активные и стройные люди. Это касается и равнинной местности тоже.
Паломничество закончилось. Наверное описывать его получается так же плоско как и фотографировать мыльницей панорамы и например водопады. Слова не передают той глубины впечатлений, пережитых эмоций, восприятий и сделанных для себя каких-то очень важных открытий и выводов. Тем более, что я ощущала и до сих пор ощущаю очень приятное послевкусие от совершенного паломничества.
Этот пост долго был у меня в черновиках и я все думала- публиковать его или нет, но все же решение принято:)
Прилетели в Дели ночью. Отельный тревел- менеджер встретил нас с табличкой, довез на такси до гостиницы. Номер очень приличный, правда дороговат по индийским меркам, но есть горячая вода, Wi-Fi бесплатный, стоит питьевая вода, чайник, телевизор, две кровати и третью нам поставили еще (поскольку нас трое). Короче, вполне такой нормальный номер. Единственное но.... Есть окно, но оно выходит не на улицу, а в какой- то коридор с трубами- индийский прикол. Одна тётя рассказывала, что как- то жила в Индии в номере, где окно выходило в соседнюю душевую:)
Гостиничный номер |
Вид из окна |
Кажется, что пятница и суббота слились в один длинный- длинный день.
Позавтракали в гостинице: шведский стол с разными европейскими и индийскими блюдами. Понравился масала- чай, который они заваривают на молоке. Этакая смесь густого черного чая, молока и специй. Пыталась сделать такой же дома- не получилось.
Тут же в гостинице у тревел- менеджера заказали такси и поехали в Чаттерпур темпл и Куттаб минар. Описывать что там конкретно и что означают эти сооружения не буду, поскольку это означало бы переписку статей из инета. Очень понравился Куттаб Минар - впечатляющее сооружение. Жара не испортила впечатления, мы даже почти не устали.
Чаттерпур темпл |
Статуя Ханумана на территории Чаттерпур темпл |
Куттаб Минар |
Девочка-попрошайка |
Много людей живут прямо на улице и хорошо, если есть хотя бы навесик, у некоторых и навесика нет и они прямо так на голой земле спят. Грязища везде, пылища.
24 марта
Начало паломничества
Собираемся в холле гостиницы решаем оргвопросы, выезжаем.
Дорога. Как много в этом звуке:) Дорога в Индии- это ооочень много звуков. Ну просто очень много. Кто первый бикнул, тот и прав. Мало того, что движение левостороннее, так они на узенькой дороге умудряются фигачить по встречке друг другу в лобешник. Едут, друг другу сигналят и в последний момент, ни тот ни другой не снижая скорости, разъезжаются.
Где-то между Дели и Ришикешем |
Такси на Дубровку :) |
Быть водителем в Индии должно быть особое призвание, а быть пассажиром - другое:). Вдоль дороги бесконечная череда каких- то строений, мазанок, рынков, лавчонок, сушилок навоза, варочных сахарного тростника, людей, коров, собак. Собак много, коров много, но нет ни одной кошки. Где закончился Дели неизвестно. У меня ощущение, что на протяжении всего пути не было ни одного свободного пространства.
Индия. Обычная жизнь обычных людей. |
Приезжаем в Ришикеш только в семь часов, устраиваемся в гостинице - все хорошо. Есть вода, тепло, ну и вообще хорошо.
Территория ресторанчика, в котором останавливались пообедать |
Выдается пара свободных часов и можно погулять по Ришикешу. Все очень забавно. Опять череда лавчонок, медитирующих саду, коров, собак. Прямо по тротуарам ездят мопеды. Как они никого не сбивают?! Я поражаюсь! Пешеходная зона забита людьми и среди них громко бибикая, шныряют мопеды. Причем скорость у них далеко не пять километров в час.
Наверное, если бы я не была до этого в Тайланде и Китае, то для меня это было бы обстоятельством, срывающим крышу.
Поскольку нам сделали замечание, что мы одеты слишком вольно для паломников (штаны до колена и футболки закрывающие только плечи), то идем покупать длинные штаны и какие- нибудь туники с длинным рукавом. За 450 рупий покупаю трое (!!!) штанов. Наглею и прошу еще и скидку. Но в Ришикеше, несмотря на интернет статейки о любви индусов торговаться, не торгуется практически никто. Все говорят, мол итак низкая цена.
После обеда идем на экскурсию на Ганг, в место, где Свами Шивананда провел десять лет аскезы - ел только чапати и пил воду, медитировал, лечил людей, на собственные сбережения покупал им лекарства. Потом посещаем Шивананда кутир (этакая небольшая квартира).
26 марта
В половине одиннадцатого едем в Харидвар. Штат Уттаркаши считается блаженным божественным местом и Харидвар- это ворота в этот божественный мир. Останавливаемся около отеля паломников, идем вдоль улицы к Ганге. Индусы называют реку в женском роде, считая ее матерью-Гангой. Путь обратно через местный рынок. Все кишом кишит. Бесконечные лавчонки с браслетами, какими- то ритуальными штуковинами, одеждой, едой. Много всего, а чтобы купить ни на чем глаз не останавливается. На рынке встречается куча мальчишек и в предвещании завтрашнего праздника Холи, обливают нас разноцветной водой с ног до головы. Я едва успеваю спрятать фотик в сумку.
Возвращаемся к автобусу и едем в храм Шивы. Интересно. Много людей, священников, совершающих маленькие пуджи за небольшую плату ок. 100 рупий.
Посещаем храм махасамадхи Ананды Маю Ма, подходим к Ганге, немного медитируем, идем обратно.
Едем на церемонию Арати (зажигания огня) на Ганге в Харидваре. Впечатляет огромное количество людей, поющих мантры, совершающих один и тот же ритуал. Очень красивая церемония. Повсюду продаются скрученные в чашечку листы какого- то растения типа пальмы и в них цветы (розы, шафраны, бархатцы), ароматические палочки и свечечка. После церемонии зажигаешь свечку, палочки и эту чашечку отправляешь по Ганге. Когда темнеет, сотни чашечек с цветами и огоньками очень красиво плывут по Ганге.
Церемония Арати в Харидваре |
Возвращаемся в автобус, едем домой. По Горным серпантинам горячие индийские парни гоняют не хуже иркутян на Байкале. Только тут серпантины отличаются бОльшей крутизной и высотой. У них как бы окружность меньше, но их больше - огромная карусель :)
27 марта
Еще во время завтрака слышим вокруг гостиницы веселые крики - народ пачкает друг друга разноцветной краской- праздник Холи. Праздник связан с богом Кришной, который разрешил индусам в этот день делать все что они хотят, законы в этот день не действуют. Могут напиться и делать всякие совершенно сумасшедшие вещи- в этот день можно все. Это продолжается с раннего утра и часов до двух- трех, потом они все отмываются в Ганге, одеваются в чистое и идут на вечернюю молитву.
Вообще, Индия очень верующая страна. Вся жизнь их пропитана верой в Бога, идеей радости и блаженства на земле.
После завтрака взбираемся на гору, на многоэтажный храм Шивы- красиво очень. Вид на весь Ришикеш. Красота необыкновенная.
Ришикеш |
Ришикеш с храма Шивы |
Спускаемся с горы и решаем пойти в город, посмотреть воочию праздник. Пока идем, везде встречаются разноцветные люди, кричат друг другу:"Heppy Holly", кидаются разноцветным порошком или обливают водой. Веселуха!!!! Жаль, что в Росии этого нет:) Встречаем по дороге холи-собак и холи- коров. Обезьянам не нравится Холи и они реагируют агрессивно.
Пытаемся отмыться и отстираться- получается не с первого раза. Часть одежды отстиралась только уже по приезду домой за несколько стирок, часть пришлось выкинуть.
После обеда посещаем госпиталь Шивананды, в котором он лечил людей, на свои деньги покупая лекарства. Общаемся с одним из индийских Свами. Интересная беседа о жизни, Пути и преданности. Дядечка такой продвинутый- знает Библию, интернет, что там можно платно и бесплатно что- то скачивать и вместе с тем, очень такой просветленный- светлое впечатление от него.
28 марта
Просыпаемся в 3-30 утра чтобы пойти на сатсанг в место махасамадхи (захоронения) Свами Шивананды. Нам надо быть там в пять утра, поэтому выдвигаемся из гостиницы в 4-30.
Место махасамадхи находится на горе над его "квартирой" и госпиталем -очень интересное место с приятной мягкой энергетикой. В храме Шивы участвуем в пудже (индийский ритуал богослужения), потом переходим в строение, в котором в течение 60 лет постоянно непрерывно 24 часа в сутки 7 дней в неделю поют мантру
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама
Харе Харе,
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна
Харе Харе.
Место махасамадхи Свами Шивананды |
Храм Шивы |
Шива на Ганге в Ришикеше |
Заметила, что если какая- нибудь песня попадает на язык, то от нее хочется избавиться, а если мантра вдруг попадает, то ее можно петь хоть весь день и она не надоедает.
Вечером идем на церемонию Арати к статуе Шивы в Ришикеше. Церемония отличается от Арати в Харидваре. Здесь меньше народу, не так напыщенно, но мне показалось как- то душевнее.
29 марта
Просыпаемся в 6-00, собираем вещи, несем чемоданы в автобус. Сегодня предстаоит дорога в Гималаи в селение Уттаркаши. Начинается настоящее паломничество.
Практически весь маршрут среди гор и по горам. Не то что дорога внизу, а гора сбоку, едем прямо по горе. Визу под нами обрыв в тысячу метров, над нами еще пара тысяч и так весь путь. Дорога довольно узкая, только на две машины и все.... Но эти индусы..... Эти индусы умудряются на ней гонять и обгонять друг друга. Те, кто ехал в автобусе со стороны обрыва, боялись всю дорогу. Им действительно было страшно. Смотришь из автобуса и под тобой пропасть. В некоторых местах встречались обвалы.
Серпантины среди гор |
Селение в Гималаях |
Ящерка |
Едем дальше. Нет ни одного местечка, где бы не было какой- нибудь людской жизни. Конечно, в горах это гораздо реже чем на равнине, но тоже люди, бесконечно люди...
Приезжаем в Уттаркаши, расселяемся в ашраме. Комната на 8 человек с двухярусными кроватями, двумя сортирами, индийским душем (ведерко с ковшичком). Радует наличие горячей воды, хоть и тоненькой струйкой, но горячей. Подогрев воды от электрического водонагревателя.
Идем на ужин. Большой зал, на полу постелены циновочки, кушаем из тарелок, сделанных из пальмовых листьев.
Экотарелка из пальмовых листьев |
30 марта
Сегодня обычный день жизни ашрама, в течение которого выдалась прогулка вдоль реки, по каменистой тропе. Очень красивые места, воздух в которых напоен влагой, солнцем, соснами и иногда гарью. Да, индусы постоянно что- нибудь жгут. Подмели тропинку, листики в кучку и подожгли. Спалили и дальше мести.
Во время прогулки встречаем ребятишек, у которых по всей видимости был последний учебный день и они с табелями радостные бежали со школы. Они с удовольствием позируют для фоток, радуются и корчат рожицы.
Встречаем мужчин, перевозящих мешки с цементом на муллах. Женщин, перевозящих грузы на себе:) Одна женщина нагребла в мешок небольших камней, водрузила на голову и вперед. Вторая волокла на себе бревно, еще парочка волокли буквально стога сена. Нелегко быть женщиной в Индии. Особенно эти картины взволновали немцев, у них же там феминизм повсюду:).
Мулл -грузовоз |
Женщины-сеновозы |
Вечером отключили свет. Уж и не знаю надолго ли. Связь пока есть, даже с интернетом. Насчет связи я сейчас понимаю, что российские операторы тупо жлобствуют, не развивая связь в удаленных регионах и по трассам, уповая на сложность рельефа. Тут, несмотря на то, что дорога была между гор- везде была связь, даже в большинстве случаев с интернетом. Везде. Вообще везде. Я поражаюсь!
31 марта
Особо ничего интересного. Сатсанг, класс асан, завтрак, прогулка вдоль реки, чай, лекция по философии веданты, класс асан, ужин, сатсанг, спать. Свет так и не дали. Живем в темноте, как подземные жители:). Моемся холодной водой. Напоминает спортивный лагерь, в котором отдыхала все детство. Аскетичный образ жизни близок нам россиянам, мы в любую минуту готовы к трудностям, что отключат свет, газ, воду и настанут трудные времена. Это у нас в характере и в крови. Мы умеем приспосабливаться к суровым погодным условиям, к отсутствию чего-либо в своей жизни и не ропщем перед трудностями, чего не скажешь о жителях Европы.
01 апреля
Едем на автобусе в храм Шивы в Уттаркаши.
Пока не знаю почему, но Шива здесь почитается везде. Вообще у индусов интересное и более созвучное со мной, мнение, что у бога есть два начала, два проявления - Шива и Шакти- мужское и женское. Напротив храма Шивы стоит храм Шакти. Энергии двух начал перетекают одна в другую, соединяются и получается единое целое.
02 апреля
Сегодня какой- то там день, я забыла как называется, и в ашрам пригласили 60 садху. Садху- это духовно ищущие, страстно желающие освобождения от бесконечного числа перерождений и смертей, желающие воссоединиться с Богом. Они должны быть определенным образом зарегистрированы как садху в Индии, живут в малюсеньких конурках в 10 минутах ходьбы от ашрама, ведут крайне аскетичный образ жизни.
Все садху собрались в медитационном зале, мы сели позади них. Саду поют мантры, получается очень душевно и как- то светло. В одиннадцать их приглашают на завтрак. Мы вместе с ними. На этот раз ложек не дали. Едим руками. Сидящая рядом немка все сокрушается, что это сумашествие вот так сидеть на полу да еще и есть руками. Среди саду есть женщины, но их очень мало.
Такие вот праздники проводят в разных местах примерно раз в месяц, наш ашрам проводит такое 8 раз в год. После того, как саду ушли, заходят разные жители поселка и их тоже кормят. Прибегают дети, некоторые наглеют и прибегают два раза и их всех кормят пока есть еда.
После праздника все как обычно- лекция, асаны, ужин, сатсанг и спать. Света до сих пор нет.
03 апреля
Встали пораньше, потому что в 6-30 Хома. Это такой ритуал, который проводит индийский священник. Фактически это пуджа с огнем. Из кирпичей сделан небольшой очаг, рядом различные подношения в виде фруктов, цветов, еще каких- то ритуальных штуковин. Священник поет мантры, определенным образом бросает в огонь рис, масло гхи, цветы и еще что- то, потом проходит и всем присутствующим ставит бинду (точка на лбу), завязывает красные ниточки на руку, не переставая, поет мантры. Далее мы все должны в огонь бросить по горстке каких- то специй. В ходе этой церемонии сжигается все плохое и ненужное.
04 апреля
В 7-40 выезжаем в Харидвар. Погода хорошая, ехать приятно. Опять горы, горы, горы.... Жители, грядки, растительность на склонах, обвалы, россыпи камней на дорогах, обгоны сумасшедших индусов, лавчонки, люди, люди, люди. Останавливаемся на обед в совершенно обалденном месте на самой горе, с которой видно вершины Гималаев, гряды гор, уходящих в синеву пространства. Кто говорит, что нет рая на земле? Есть!:) После всеобщей и вездесущей бедноты и нищеты попадаем в оазис с почти европейским обслуживанием, ухоженным садом и очень приятным теплым и свежим горным воздухом. Обедаем что называется от пуза, валяемся немного на травке, отдыхаем и дальше в путь.
Гималаи, вершины восьмитысячников |
05 апреля
Дорога до Дели.
Интересно, что провинции Уттаранчал и та, в которой Дели считаются вегетарианскими. Здесь народ действительно есть только вегетарианскую еду, я бы даже сказала веганскую. В горах просто нет возможности выращивать что- то для себя и еще для животных. Всего два или три раза видела, чтобы продавали кур, мяса крупных животных не продают и не едят вообще. Их нет даже в меню ресторанчиков и кафешек. И надо сказать, что ожирением тут не страдает никто- наоборот все очень такие активные и стройные люди. Это касается и равнинной местности тоже.
Паломничество закончилось. Наверное описывать его получается так же плоско как и фотографировать мыльницей панорамы и например водопады. Слова не передают той глубины впечатлений, пережитых эмоций, восприятий и сделанных для себя каких-то очень важных открытий и выводов. Тем более, что я ощущала и до сих пор ощущаю очень приятное послевкусие от совершенного паломничества.
Этот пост долго был у меня в черновиках и я все думала- публиковать его или нет, но все же решение принято:)
Комментариев нет:
Отправить комментарий